Высокогорная панорамная дорога и ледник Пастерце в Австрии (Großglockner High Alpine Road)

Сегодня фотоотчет об одной из самых красивых горных дорог в Европе. Если честно, то более живописные серпантины я встречала только в Китае в городке Чжанджиаджи (Zhangjiajie) - уже достаточно известный путешественникам серпантин с 99 поворотами.
А в Европе самая красивая и самая высокогорная дорога -  Großglockner High Alpine Road - находится на территории Австрии, австрийских Альп.
 
Вот так выглядит этот серпантин:
Это платная дорога, что-то вроде национального парка. Въезжать можно на машине, мотоцикле, электрокаре, заплатив за въезд.

В далеком 2012 году въезд на автомобиле стоил 32 евро, сегодня немного приподнялась цена до 35 евро на день. Если хочешь приобрети билет на месяц, то стоимость 54 евро (на автомобиле).
Да, мои фотографии сделаны в 2012 году, и вот 4 года я не знала, как уложить в один пост тысячу красивенных фото. Так сложно было выбрать штук 40.
Сегодня у этой панорамной дороги есть отдельный сайт, где можно ознакомиться с возможными маршрутами прогулки, повыбирать отели и рестораны (на территории имеется несколько).
А 4 года назад я просто строила маршрут из Вены в Мюнхен и на карте нашла замысловатый серпантин - очень захотелось туда заехать. Ну, и поехали собственно. Просто так, увидев точку на карте Гугл.  (по ссылке место на карте собственно). В русскоязычном интернете про эту дорогу не было ни слова.

Красивенные австрийские пейзажи по пути:


 Сворачиваем в районе Zell-am-See налево (едем со стороны Вены), подъезжаем к въезду, где проходит оплата проезда:
И сразу же начинается красота. Любуемся небом, тучами, которые не в состоянии удержать лучи августовского солнца.
Коровки, которых мы тут же прозвали Милка, тоже здесь, наслаждаются природой.

Оглядевшись по сторонам, встречаешь очень много горных шумных водопадов. Хотя дело было в конце августа, они еще не иссякли. Верим, что впереди будет еще снег. Августовский горный снег:
Здорово, правда:
 Серпантины и приют с отелем посередине:


Высокогорная панорамная дорога Гросглокнер (Großglockner-Hochalpenstraße) проходит по национальному парку Высокий Тауэр и названа в честь самой высокой горы Австрии Гросглокнер, высота которой 3798 м. 
Длина Großglockner High Alpine Road около 48 км. Это серпантин из 36 поворотов. Начинается дорога на высоте 805 метров, а заканчивается на 1301 метров. Максимальная высота — перевал Хохтор (Hochtor) — 2504 м над уровнем моря. Максимальный уклон дороги — 10,2%.
С 12 января 2016 года высокогорная дорога Гросглокнер является кандидатом на включение в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Если честно, когда я попала на эту дорогу, была уверена, что она современная. Вот только открылась, в году этак 2010. Но, набирая эти абзацы, решила поискать историю. Удивлена, дорога построена еще в 1930-х годах и считалась национальным достоянием Австрии.
В 1924 году группа австрийских экспертов представила план по строительству дороги на Хохтор (высокий перевал), но все отнеслись к этому предложению со скептицизмом. В то время в Австрии, Германии и Италии было всего 154 тыс. частных автомобилей, 92 тыс. мотоциклов, и 2000 км асфальтированных дорог. Австрия страдала от катастрофических экономических результатов потерь в Первой мировой войне, сократила в семь раз свои размеры, потеряла свои международные рынки и страдала от разрушительной инфляции. Даже простой проект гравийной дороги шириной 3 метра с разъездами оказался слишком дорогим.
Импульс для строительства дороги, которая должна была открыть бесплодную альпийскую долину для моторизованного туризма, дал спад на фондовом рынке в Нью-Йорке в 1929 году. Тогда правительство возродило проект Гросглокнер для того, чтобы дать работу 3200 (из 520 тыс.) безработным. В новом проекте дорога была расширена до 6 м, рассчитывая на 120 тыс. посетителей в год. Государство решило восполнить затраты на строительство путём введения платы за пользование дорогой.
3 августа 1935 года высокогорная дорога Гросглокнер была открыта и введена в эксплуатацию. И уже день спустя на ней провелись международные автомобильные и мотоциклетные гонки Grossglockner Races.
Вместо планируемых 120 тыс. посетителей в 1930 году, дорога привлекла 375 тыс. посетителей и 98 тыс. автомобилей. После Второй мировой войны количество посетителей возросло и к 1952 году достигло 412 тыс. посетителей и 91 тыс. автомобилей. В 1962 году 360 тыс. автомобилей и 1,3 млн посетителей перешли через перевал. В общем, эта дорога - настоящая историческая гордость Австрии.

Открытие автомагистралей Felbertauern в 1967 году и Tauern в 1975 не только снизило движение почти на 15%, но и навсегда изменило характер высокогорной дороги: из утилитарного трансальпийского пути в экскурсионную панорамную дорогу с прекрасными природными видами.

Сегодня дорога открыта для проезда с мая по октябрь. Точные сроки открытия и закрытия дороги зависят от погодных условий. Более точную информацию стоит перед посещением посмотреть на сайте дороги. Также она закрыта в ночное время. Летом работает примерно до 21:30. В темноте очень страшно гулять по горам в кругу диких животных. 
Ежегодная посещаемость дороги насчитывает примерно 900 тыс. человек. Говорят, это одно из самых посещаемых мест Австрии сегодня.

По пути есть несколько пунктов для остановки, все они выделены парковочными местами, столиками для пикника или наблюдения за видами. Также в основных пунктах есть ресторанчики или кафе с сувенирными магазинами. Обязательно стоят стенды с видами гор, подписанными названиями и высотами. Также есть наглядная информация о местной растительности и местной живности. Есть места, с которых открывается вид на самые значимые точки.

 На этом перевале мы нашли снег и вдоволь наигрались в снежки:

 Серпантины с хуторами:
Вот так выглядит самый высокий перевал Хохтор (Hochtor) высотой 2504 метров:

Вечерело, хорошо, что нет дождя:
 Водопад Fensterbach, начинается на высоте 2058 метров:


 Этот же водопад, проходит под дорогой и несется вниз:







Это озеро Маргаритценштау (Margaritzenstausee), а выше - озеро Зандер (Sandersee). Они соединяются между собой небольшим ручейком. Но перепад высот только на этой картинке составляет не меньше 250 метров.

Эта остановка - Alpencenter Glocknerhaus. Здесь есть парковка, отельчик с рестораном. И несколько пешеходных маршрутов в горы.


Это место проезжаешь, когда едешь к леднику Пастернце. А для этого нужно свернуть направо, недоезжая до городка Heiligenblut. То есть если вы едете с северного въезда на панорамную дорогу и доехали до городка Heiligenblut, то нужно вернуться на кольцо, которое проезжали пару км назад.
Если же не свернете, то попадаете в Италию как раз в Доломитовые Альпы, или в Словению.

Водопады, снова водопады:
Указатели пешеходных маршрутов. Красная точка - это высокий уровень сложности, целевая - легкий. Указано время, сколько топать до точки:
 



Таким образом мы подъезжаем к центру кайзера Франца Иосифа. Он находится на высоте  2369 метров, и отсюда открывается вид на гору Гроссглокнер  (Großglockner, самую высокую в Австрии) и на самый длинный ледник на востоке Альп - Пастерце (Pasterze).

Центр представляет собой 4-х этажное здание, в котором посетителям показывается всё, что есть самого интересного о самой высокой горе в Австрии — Großglockner. Рядом с центром располагается большое количество парковочных мест, а также многоэтажный гараж. Но видимо мы приехали уже поздно, парковка была пустая, буквально пара машину. И ни души.

Вот сам ледник. Его длина составляет около 9 км, находится на высоте от 3463 до 2100 м над уровнем моря. 
Процесс таяния ледника Пастерце начался в 1856 году из-за сочетания высоких летних температур и малого количества зимних осадков. Согласно картинкам, с 1852 года ледник уже уменьшился на 200 метров!!!По леднику можно погулять, спустившись вниз. Часть спуска можно совершить на фуникулёре со 143-метровой высоты (уклон 85%), либо пешком вниз по ступеням. Но лед уже ломается. Фото изломов:

 Мы же поглядели на гору вдоль ледника, увидели тропу и решили по ней прогуляется:
Вот так выглядит дорога: идешь вдоль огромной скалы, проходишь через мокрые холодные туннели. Всего их кажется было 6 от 250 до 800 метров:
 По пути мы встречали плакаты с названиями гор, описание растительности и животных. На фото справа внизу - суслик. Видите? Он маскируется под сухой пейзаж:

Прям у ледника есть приют. Мне кажется, это для зимних прогулок:
Вдруг нам наперерез вышли горные козлы. Фото без увеличения. Они действительно гуляли вот так вот рядышком. Можно было спокойно взять одного за рога. Вот так вот, гуляя по горам, попадаешь в настоящий сафари-парк. От этой встречи становится немного не по себе и хочется до темноты вернуться в машину. Тут мы поняли, почему дорога закрыта ночью:
Подобная встреча с копытными у нас позже состоялась в Израиле. Есть там очень душевный городок Мицпе-Рамон, в котором горные козлы живут среди людей, гуляют во дворах.

 А мы возвращаемся в Альпы. Вот эта самая высокая вершина Австрии - стеснительный, спрятавшийся за туманов Гросглоккнер:
 А это наша тропа. Возвращались мы по ней же.
Куда мы шли? Не знаю просто хотели обойти ледник и поглядеть, что же за ним. Дошли до остатков пологих водопадов и указателей, что туда можно спуститься в Италию, а туда - в Германию. Решили возвращаться.


Немного горного заката:
Привал с видом на самую высокую вершину Австрии:
Именно в этот момент понимаешь ничтожность человеческого бытия. И ничтожность всех наших огромнейших и серьезнейших проблем. Вот попадаешь в горы, и на все становится абсолютно пофиг. Такое место получения небольшой порции пофигизма. Очень помогает в расстановке жизненных приоритетов )))

Дополнительно про Альпы и красивые картинки:
1. Наше путешествие по Доломитовым Альпам:


2. Горы Франции (Шамони)
3. Горы Швейцарии 


Комментарии